РОО «Экохолод» образовано в 2004 году с целью содействия Правительству Кыргызской Республики в выполнении его обязательств по международному и национальному законодательству, связанному с защитой озонового слоя Земли, изменением климата и другими экологическими проблемами, возникающими в области эксплуатации холодильной техники, систем кондиционирования воздуха и тепловых насосов.

РОО «Экохолод» объединяет более 150 специалистов по обслуживанию холодильной техники со всех регионов Кыргызской Республики, является коллективным членом Международной Академии Холода (г. Санкт-Петербург) и ассоциированным членом AREA — Европейской ассоциации специалистов в области холодильной техники и кондиционирования воздуха (г. Брюссель).
Во время состоявшегося 15 марта 2014 года VIII съезда РОО «Экохолод» были рассмотрены и обсуждены, среди прочих, и вопросы деятельности объединения в связи с предстоящим вступлением Кыргызской Республики в Таможенный Союз (ТС). При этом, обеспокоенные перспективами развития холодильной отрасли страны, участники съезда приняли следующее обращение к Правительству Кыргызской Республики:
В связи с вступлением в ближайшее время Кыргызской Республики в Таможенный Союз, необходимо четко проработать вопросы по группам озоноразрушающих веществ (ОРВ) и ОРВ–содержащей продукции, ограниченных и запрещенных для импорта и экспорта на территорию стран-участниц ТС и в третьи страны. Кыргызская Республика не производила, не производит и не планирует производство ОРВ, которые контролируются Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой (МП), но ввозит их как в чистом виде, так и в комплектующих изделиях. При этом примечателен тот факт, что Кыргызстан действует в настоящее время в рамках статьи 5 Монреальского протокола, то есть имеет статус развивающейся страны и имеет ряд льгот и уступок по времени в вопросах постепенного вывода из использования ОРВ, в отличие от других стран – членов ТС. Например, по срокам вывода гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ), являющихся наиболее используемыми в холодильной отрасли хладагентами и вспенивателями в производстве пеноматериалов в строительстве, мы имеем десятилетнюю отсрочку по сравнению со странами ТС. В соответствии с требованиями Монреальского протокола, государства-члены Таможенного союза, являющиеся странами статьи 2 МП, должны обеспечить снижение производства и потребления ГФХУ по установленному графику: 2015 год – 90%; 2020 год-99,5 и 2030 год — 100%. Графиком прекращения потребления ГФХУ для развивающихся стран, действующих в рамках статьи 5 Монреальского протокола, установлены следующие этапы: 2015 год — 10%; 2020 год – 35 %; 2025 год — 67,5%; 2030 год – 97,5% и 2040 год – 100%. При этом, в соответствии с фазой 3 Государственной программы Кыргызской Республики по выводу ОРВ из обращения, предусмотрено ускоренное сокращение уровня потребления ГХФУ на 97,5% к 2025 году и полное прекращение потребления ГХФУ к 2040 году.
ОРВ и содержащая их продукция включены в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами–членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. №134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования». Стоит обратить особое внимание на Приложение №1 и Приложение №2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 г. №158. Список D Приложения №1 перечисляет запрещенные для ввоза/вывоза ОРВ-содержащую продукцию. В рамках Таможенного союза, в соответствии с примечанием четвертым к разделу 1.1 Единого перечня, запрещен ввоз (вывоз) продукции, включенной в список D, если она содержит ОРВ, включенные как в раздел 1.1, так и 2.1 Единого перечня.
Осуществление Кыргызстаном предписаний данного Приложения может создать определенные сложности для экспорта ОРВ-содержащей продукции, производимой в стране и импорта комплектующих материалов для его производства. Стоит отметить, что в Кыргызской Республике не производятся комплектующие части и материалы для производства или обслуживания холодильной техники, вся продукция по большей части импортируется. В стране установлен запрет только на продукцию, содержащую ОРВ Приложений A и B Монреальского протокола.
Если Кыргызская Республика будет придерживаться равных условий регулирования ОРВ и ОРВ-содержащей продукции со странами Таможенного союза, то холодильная отрасль страны окажется в очень сложной экономической ситуации, поскольку и так возрастают налоги и таможенные пошлины на внешних границах, приводящие к росту цен на ввозимые комплектующие и фреоны, а также понижению конкурентоспособности производимой продукции. Введение запрета на импорт/экспорт холодильного оборудования может окончательно подкосить только что встающую на ноги, после экономического кризиса 90-х годов, холодильную отрасль. Конечно, при этом возрастет угроза роста нелегальной торговли ГХФУ и содержащей его продукции, ориентированной как внутрь рынка ТС, так и за его пределы.
Во избежание подобных ситуаций, просим Правительство Кыргызской Республики учесть все эти факторы при разработке регулирующих механизмов для развития холодильной отрасли Кыргызской Республики при вступлении в Таможенный союз и для борьбы с нелегальной торговлей ОРВ и ОРВ-содержащей продукцией.
Со своей стороны РОО «Экохолод» готово принять участие по выработке рациональных решений в интересах холодильной отрасли Кыргызстана и экономики в целом.

Президент РОО «Экохолод» Жумалиев Ж.О.